English (United States) Русский (Россия)
You are here:   Форум

 

 
  Forum  Общие форумы  Обсуждаем ТВК  Соотношение встречаемости однородных и неоднородных критериев
Disabled Previous
 
Next Next
New Post 19.07.2009 2:27
  Сергей Салтыков
40 posts
faqproject.ru
Без ранга




Соотношение встречаемости однородных и неоднородных критериев 

Здесь хочется обсудить так называемые "первую и вторую когнитивную ситуацию", но сделаем это в другой раз, так как сейчас спать хочется уже

 
New Post 31.07.2009 14:59
  Сергей Салтыков
40 posts
faqproject.ru
Без ранга




Re: Соотношение встречаемости однородных и неоднородных критериев 
Modified By Сергей Салтыков  on 08.09.2009 13:47:30)

Есть 15 минут, самое время раскрыть эту тему (начать ее раскрывать)

Задача форума и сайта (в частности, моего пребывания на нем) - способствовать доведению прорыва в фундаментальной науке до статуса инновации. Эта задача разбивается - как минимум - на три этапа:

  1. Показать, что доля случаев, когда использование средневзвешенного к балльным оценкам приводит к ошибке, велика очень. Этим занимается веточка  эта.
  2. Показать, что ущерб от одной такой ошибки может быть велик и/или существенен для некоторого класса ситуаций. В отдельной теме будет раскрыто позже. Первые два этапа вместе раскрывают "цену вопроса", это обсуждается тут.
  3. Показать, что доля случаев, когда реальная задача адекватно сводится к однородным критериям, велика. Это надо обсуждать и подсчитывать, так как в этой книге рассматриваются только задачи с однородными критериями.

Только раскрыв все эти три этапа можно дать внятное технико-экономическое обоснование применения ТВК и, следовательно, сделать необходимый (хотя, возможно, не достаточный шаг) к инновации. По-моему, так.

Обычно говорится - по крайней мере я не встречал другого - что задачи или с неоднородными критериями, или однородными. Такое впечатление, как будто как повезет - что достанется, то и достанется, как будто нет между ними органичной связи.

На самом дела, на мой взгляд, такой связь есть. И проходит она через когнитивные - познавательные - процессы субъекта. Познавательные по отношению к данной ситуации и/или данному классу ситуаций и/или предметных областей.

При первом взгляде на ситуацию кажется, что можно обойтись однородными критериями, даже равноважными. Все равно знания субъекта о ней - ситуации - мало и ничего другого он адекватно не представит. Это случай выставления оценок в школе. Не известно ведь один ученик лучше другого для чего? Чтобы быть клерком, космонавтом, художником? Это не определено, не задано. Поэтому однородные критерии - даже равноважные - будут адекватны. Это условно сказать "первая когнитивная ситуация"

Затем, знания о ситуации увеличиваются. Критерии остаются однородными, но перестают быть равноважными: оценка за эту контрольную в два раза важнее, чем обычная оценка на уроке. Вторая когнитивная ситуация.

Далее при познании ситуации еще глубже пути могут расходится. Рано или поздно познающему субъекту станет ясно, что для его задачи (теперь уже проясненной) однородные критерии вообще не годятся - предпочтения вдоль шкал разных критериев меняются слишком по-разному. Настало время для неоднородных критериев.

Но суть в том, что задачи с однородными критериями - как бы когнитивное "начало", откуда движутся по своим прихотливым законам познавательные процессы, все они начинаются там. А коль так, значит реальная доля случаев, когда можно адекватно работать с однородными критериями - существенна. Хотя определять эту "существенность" интервалом несколько преждевременно все же рискну предположить, что доля задач с однородными критериями - 7 - 30%.

 
Disabled Previous
 
Next Next
  Forum  Общие форумы  Обсуждаем ТВК  Соотношение встречаемости однородных и неоднородных критериев
 

 

Вам действительно интересно, каким образом данная простенькая система определений оказалась в топе поиска? Подпишитесь на рассылку по поисковому продвижению сайтов!