English (United States) Русский (Россия)
You are here:   Форум
Register   |  Login

 

 
  Forum  Специализирован...  Прикладные аспе...  Применение ТВК для экспертных систем различных видов
Previous Previous
 
Next Next
New Post 7/19/2009 12:47 PM
  Сергей Салтыков
40 posts
faqproject.ru
No Ranking




Применение ТВК для экспертных систем различных видов 

Здесь позже раскрою сабж -)

 
New Post 9/6/2009 8:20 PM
  Сергей Салтыков
40 posts
faqproject.ru
No Ranking




Re: Применение ТВК для экспертных систем различных видов 

Под применением теории важности критериев в экспертных системах различного вида подразумевается следующее. Если в какой-то системе делается расчет чего-либо и/или делается вывод о чём-то (выносится суждение о чём-то) и при вынесении этого суждения принимаются во внимание какие-либо суждения экспертов (и/или людей), то такую систему будем называть экспертной системой общего вида. То есть, при работе экспертной системы совершаются какие-либо преобразования информации, полученной от человека, в частности этой информацией могут быть экспертные предпочтения - сведения о предпочтительности чего-то над чем-то. И если, наконец, теория важности критериев способна для данного конкретного случая сделать обработку экспертной информации более корректной (а, следовательно, и более безошибочной (см. соответствующие разделы форума и сайта)), то будем говорить, что для данного случая ТВК применима для улучшения работы экспертных систем.

Особенность этого случая применения ТВК состоит в том, что здесь решения выбираются полностью автоматически и никакой ЛПР "в конце" ничего уже подправить и улучшить не может.

Примером такой экспертной системы (в расширенном понимании) может служить как ни странно автоматический выбор маршрута пути или что почти то же самое - работа маршрутизатора. Действительно, в работе (Потапов М.А., Кутафин А.А., Некрылов Д.А. Решение задачи многокритериальной оптимизации транспортной сети мобильных операторов.  // Приложение к журналу «Открытое образование», Материалы XXXVI Международной конференции «Информационные технологии в науке, социологии, экономике и бизнесе». – Ялта, Гурзуф, май 2009. – с. 162–163.) читаем:

"Классическое решение задачи маршрутизации в приложении к практике дает, в некотором смысле, конечно, ограниченный результат. Один из примеров ситуаций, когда классический подход дает сбой – выбор между каналами с очень большой потерей пакетов и одновременно маленькой задержкой и каналом с меньшим процентом потерь и с большей задержкой. К сожалению, как бы ни выбирались коэффиценты для линейной комбинации (свертки) этих двух критериев, возможны случаи, когда теряться будет почти все, но то, что осталось будет приходить быстро, или же наоборот: потеря пакетов будет настолько мала, что параметром задержки (с учетом его значения) можно практически пренебречь".

И далее:

"Из случайно выбранных для анализа пар BTS по алгоритму Дейкстры выбрано все 100% недоминируемых вариантов, вычисленных с помощью многокритериального подхода. Но в пяти процентах из этих ста в выбранном тракте оставалось меньше 500 kbps свободной пропусной способности, что при наличии «взрывного» пакетного трафика может привести к перегрузке сети. Как оказалось (при применении алгоритма [4]), во всех 5% вариантов существовали обходные пути, состоящие из большего числа ребер (в полтора – два раза) при 4 mbps свободной пропускной способности.

 На сегодняшний день задача автоматического поиска маршрута в сетях решена и создано достаточное количество стандартных протоколов, которые используются в современных маршрутизаторах. Но эти протоколы не учитывают предпочтения пользователя".

Подобные прикладные исследования и "общие" (не привязанные к маршрутизации) экспериментальные исследования по расчёту преимуществ ТВК позволяют сформулировать следующую гипотезу: использование теории важности критериев позволит сконструировать маршрутизаторы, повышающие отказоустойчивость сети.

Подчеркну еще раз, что это пока все лишь гипотеза: для ее проверки (и следовательно, подтверждения или опровержения) необходимо провести, на мой взгляд, разверное прикладное научное исследование о целесообразности применения ТВК к маршрутизации. Представляется, что оно четко очертит круг возможных применений ТВК к таким задачам.

"Подводных камней" в использовании ТВК в улучшению маршрутизаторов может быть довольно много. Начиная от некоторых недоработок и недоделок "применительной оболочки" ТВК (многие из которых обозначаются в темах этого форума), заканчивая следующим. Когда-то была куча научно-прикладных работ по улучшению компиляции компьютерных программ. Мол, используйте наш алгоритм, и ваша программа после компиляции будет работать на 7% быстрее, но производительность компьютеров росла так быстро, что внедрение этих сложных новшеств становилось нецелесообразным.

Не будет ли здесь та же ситуация? Не восприпятствует ли бурный рост сетевых технологий (оптика, 4G...) обоснованности применения ТВК для улучшения маршрутизаторов? Мне представляется, что сейчас ответить на этот вопрос достаточно затруднительно, а вот после проведения дополнительного научно-прикладного исследования ответ на него должен стать очевиден.

С другой стороны, пропускная способность ip-сетей и gsm-сетей растет (наверное), а растет ли пропускная способность "авиа-сетей"? Не уверен, думаю, что нет. Поэтому возможное применение ТВК для автоматического решения задачи маршрутизации в авиадиспетчерстве может быть очень и очень целесообразным, что может стать темой отдельного исследования.

Мне кажется, существует еще много различных видов экспертных систем общего вида (не только в задачах маршрутизации, конечно), где применение ТВК было бы целесообразным.

 
Previous Previous
 
Next Next
  Forum  Специализирован...  Прикладные аспе...  Применение ТВК для экспертных систем различных видов
 

 

Вам действительно интересно, каким образом данная простенькая система определений оказалась в топе поиска? Подпишитесь на рассылку по поисковому продвижению сайтов!