МЕТАФИЗИКА
Метафизика — это учение о наиболее общих, глубинных инвариантах (неизменностях, закономерностях) мироздания (бытия), не касающихся напрямую проблематики развития сущностей в бытии.
Отдельного пояснения требует вопрос о самой возможности наличия в бытии таких инвариантов. Чему они присущи по природе своей? Собственно самому бытию или нашим представлениям о нем? Не ввязываясь глубоко в полемику по этому вопросу, отметим, что на данный момент мы считаем само разделение на объективное и субъективное весьма условно. В целом мы солидарны с И.Кантом в вопросе существования неких априорных форм, неизбежно обуславливающих наше восприятие. А раз это обуславливание неизбежно «зашито» в принципиально неустранимые априорные формы, то становится не так важно, являются ли инварианты, о которых говорит метафизика, фундаментально присущими бытию как таковому или нашему восприятию. Так или иначе, покуда мы остаемся людьми, эти вездесущие инварианты будут всегда смутно мерцать сквозь толщу бытия. Поэтому и существование метафизики как учения об этих инвариантах становится возможным.
Но возникает следующий вопрос: допустим, есть основания для существования метафизики, но есть ли польза для нас от этого учения, есть ли прок в выявлении «ядра» метафизики – набора инвариантов, отражающих глубинные закономерности бытия сущностей? Или, быть может, имеют право на существование лишь «региональные» онтологии? Представляется, что смысл в исследовании и изучении метафизики есть. Он состоит в том, что возможности системного объяснения мира, в частности с помощью метафизики, хоть и неабсолютны и ограничены, но все же при вдумчивом подходе весьма велики. И дело даже не только в том, что такое системное объяснение мира позволяет находить новые полезные практические применения и инновации, а в том, что конкретное системное учение делает жизнь конкретного исторического субъекта с присущей ему структурой ментальности более целостной и полной.
Семиотические и эпистемологические особенности изложения метафизики как учения
Но все же необходимо отметить семиотические особенности изложения метафизики как учения. Эти особенности касаются, прежде всего, системы определений, составляющих каркас метафизики. Требования к этим определениям предъявляются во многом не такие, какие присущи системам определений в прикладных и некоторых фундаментальных науках. Метафизика изучает сущности и закономерности, лежащие так глубоко, что к ее системе определений предъявляются во многом иные требования и разрешено им другое.
В частности, задавая ключевые понятия метафизики, мы считаем, что:
- Тексты, определяющие метафизику, могут быть сложными и малопонятными. Это нормально, так как на этом уровне глубины снимаются (в гегелевском смысле) знание и навык как способы владения метафизикой. То есть, на данном уровне глубины одного только знания недостаточно: нужно, чтобы «случился» момент, когда метафизика «откроется» познающему сознанию, момент симультанного схватывания метафизики.
- Можно использовать все средства из теории определений. Не нужно пытаться дать сразу родовидовое определение, в области описания метафизики это просто не возможно. Целесообразно, кроме родовидового пояснения, давать и контекстуальные пояснения, и пояснения через перечисление. Система определений может быть закольцованной.
- Можно и нужно использовать наряду с остальными средствами поясняющие метафоры. Лексику в этих метафорах можно использовать не только научную, главное – натолкнуть на целостный образ понимания метафизики.
Базовые категории метафизики
В настоящий момент метафизика как учение о глубинных инвариантах мироздания, говорящих, главным образом, о бытии сущностей, отражает следующие моменты:
- Дихотомию субстанции и модуса.
- Дихотомию онтологии и эпистемологии.
- Дихотомию бытия и инобытия.
- Категорию прафеномена.
- Дихотомию доминанты и компоненты.
В заключение нужно отметить, что разделение между диалектикой и метафизикой – во многом условное: если закономерность (инвариант) относится главным образом к самому бытию сущности – это, скорее, метафизика, если больше к развитию этой сущности – это территория диалектики. Но еще раз подчеркнем, что не только этот «водораздел» весьма размыт, но и сама идея этого деления весьма условна.